Семейные роли — игра не по правилам

Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура

Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура — Лекция, раздел Социология, Шнейдер Л. Б ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ Природой И Обществом Каждый Мужчина Подготавливается К Тому, .

Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем и отцом, а женщина — женой и матерью.

В самом общем плане отношения между мужчиной и женщиной в семье определяются экономическим строем общества. Матриархат имел свою экономическую основу, патриархат — свою. Однако и в том, и в другом случае семья была авторитарной. Превосходство одною пола над другим пронизывало всю семейную жизнь. Вместе с тем существование семьи, где осуществляется два уровня руководства — материнское и отцовское, все вопросы решаются супругами сообща.

На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам создания и функционирования семьи.

Современная семья является объектом пристального внимания со стороны разных отраслей науки. Многие проблемы лежат на стыке социально-психологического и социологического аспектов изучения семьи. Одной из таких сторон семейной жизни являются семейные роли.

Само понятие семейной роли как конкретизация социальных ролей мужа, жены, матери, отца, детей и т. д. является по сути социологическим. Опираясь на него, социальные психологи могут исследовать «личностную окраску», которую приобретают семейные роли в конкретном проявлении.

Понятие семейной роли в отечественной науке опирается на представления отечественных авторов о социальной роли. Социальная роль понимается прежде всего как функция социальной системы, «модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе объективных или межличностных отношений».

Роль — это «социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса, или позиции в обществе, в системе межличностных отношений».

Трансформация ролевых отношений в семье является важнейшей стороной современной перестройки брачно-семейных отношений. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые, отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем. Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам ролевого поведения в семье.

Процесс возникновения ролевой структуры семьи является одной из главных сторон ее становления как социальной и психологической общности, адаптации супругов друг к другу и выработки стиля семейной жизни. В условиях существования разных норм и образцов ролевою поведения этот процесс тесно связан с межличностными отношениями супругов и их установками. В настоящее время качество межличностных отношений супругов определяется прежде всего тем, как воспринимают их сами супруги, насколько благополучными и успешными они их считают. Однако до настоящего времени остается мало изученным вопрос, как воспринимают молодые люди свой создавшийся брак и какое место занимают в этом их ролевые отношения.

Можно сказать, что возможность включения членов пары в совместную деятельность предстает в виде такого сочетания личностных и поведенческих характеристик, которое Б. Мурстейн, автор, завоевавший популярность в области исследования развития эмоциональных отношений теории «стимул — ценность — роль», назвал ролевым соответствием. Речь идет о соответствии друг другу взятых на себя членами пары межличностных ролей и наличии базы для совместного взаимодействия с другими людьми, социальными системами или предметным миром. База эта видится автором в определенном сочетании личностных характеристик членов пары, например, потребность в доминировании у одного из партнеров, сочетающаяся с потребностью в подчинении у другого.

В зарубежной психологии рассмотрение семейных ролей составляют понятия половых ролей, полоролевой системы, полоролевой дифференциации. Под половыми ролями большинство авторов понимает систему культурных норм, определяющих допустимые способы поведения и личностные качества на основе половой принадлежности. Иногда эту систему называют полоролевой системой.

Полоролевые системы — это культурные ожидания относительно социальных ролей, социальных деятельностей, подходящих для мужчин и женщин. Основной линией дифференциации ролей мужчин и женщин в западной культуре является линия «дом — работа». От мужчины традиционно требуется в первую очередь, чтобы он стал профессионалом, занятым на постоянной, хорошо оплачиваемой работе. Семья должна рассматриваться им как нечто подчиненное, второстепенное по отношению к работе. На женщину возлагается ответственность за дом, семью, детей, профессиональная деятельность допускается, но как нечто второстепенное по отношению к семье в той мере, в какой она не мешает основному назначению женщины. Такая дифференциация ролей мужчин и женщин часто называется полоролевой дифференциацией. Из разделения социальных ролей мужчин и женщин непосредственно следует и образец распределения семейных ролей. На мужчину ложится ответственность за материальное обеспечение семьи, на женщину — ответственность за воспитание детей и ведение хозяйства. Такой ролевой модели придерживаются большинство зарубежных исследователей.

Такие авторы, как Най Ф. И., Плек Дж., Сканцони Дж. и др., рассматривают распределение ролей как ядро полоролевой дифференциации в семье. Эти понятия представляются очень важными для понимания, в частности, семейных ролей и недостаточно изученными в отечественной науке.

Но в последнее время в работах зарубежных исследователей главными предметами анализа являются факторы и следствия, во-первых, принятия женщиной роли кормильца семьи, во-вторых, участия мужа в ведении хозяйства и воспитания детей. В исследовании был выделен ряд факторов, влияющих на «выбор» семьей того или иного способа ролевого взаимодействия, а также на традиционность/эгалитарность ролевых установок. Это, например, социально-демографические факторы, принадлежность к социальному классу, стадия семейного цикла, факт работы жены и т. д. (Хоффман Л. В., Най Ф. И., Торнтон А. и др.).

Логическим дополнением изучения факторов, воздействующих на ролевые отношения в семье, является анализ зарубежными авторами своего рода «следствий» выбранного семьей ролевого образца. В проведенных исследованиях показаны отрицательные последствия традиционной ролевой модели и для женщин, и для мужчин (Голдберг Н., Сканцони Дж., Фоке Г. Л. и др.), продемонстрированы трудности, с которыми сталкиваются семьи, принявшие эгалитарный образец распределения ролей (Раппопорт Р., Бергер М. и др.), выявлено влияние сферы ролевых отношений на удовлетворенность супругов своим браком. Обнаружено, что значение той или иной ролевой модели для супругов во многом определяется согласованностью их ролевого взаимодействия, идеалов и ожиданий (Боуэн Г. Л., Отнер Д. К. и др.).

Для социально-психологического анализа ролей в современной семье первостепенное значение имеет вывод отечественных и зарубежных исследователей о неопределенности норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые, отношения. Такая ситуация ставит перед семьями ряд социально-психологических проблем. Каждому партнеру в семье в целом приходится «выбирать» какой-либо образец ролевого взаимодействия из множества существующих.

Проблема выбора, принятия семьей того или иного ролевого образца неотделима от формирования отношения членов семьи к этому образцу, к своей роли в семье и к выполнению ролей другими членами семьи.

Как отечественные, так и зарубежные исследователи указывают, что правила ролевого поведения и ролевого отношения в семье устанавливаются в процессе жизнедеятельности семьи, в тесной взаимосвязи с межличностными отношениями и общением членов семьи.

Приведем классификацию основных ролей в семье, описанных Алешиной Ю. Е.:

1. Ответственный за материальное обеспечение семьи.

2. Хозяин — хозяйка.

3. Роль ответственного по уходу за младенцем.

4. Роль воспитателя.

5. Роль сексуального партнера.

6. Роль организатора развлечений.

7. Организатор семейной субкультуры.

8. Роль ответственного за поддержание родственных связей.

9. Роль «психотерапевта».

Говоря о психологических ролях членов семьи, нужно отметить, что одна роль может существовать только во взаимодействии с другими ролями. Например, чтобы выполнить роль отца или матери, необходимо, чтобы кто-то выполнял роль сына или дочери. Семейные роли должны создавать систему, которая приближалась бы к непротиворечивой и могла удовлетворить многие психологические потребности. Однако нужно отметить, что такая сложная система семейных ролей не может быть не противоречивой. Важно определить, насколько противоречивость семейных ролей разрушительна и в какой мере сама семья ее регулирует. Существенным моментом является, насколько мнение члена семьи о своей роли совпадает с представлением о ней других.

Существует ряд обстоятельств, делающих проблему ролевой внутрисемейной структуры особенно актуальной для современной семьи. Что такое традиционная и эгалитарная семья, в чем их различия? Это, прежде всего, две различные системы распределения внутрисемейных ролей. Так, традиционная семья — это семья, где за супругами в соответствии с их полом закреплены определенные роли — жена выполняет роль матери и хозяйки, муж в основном ответственен за материальное обеспечение и сексуальные отношения.

В эгалитарной семье фактически все роли распределяются между мужем и женой преимущественно поровну. Между традиционной и эгалитарной семьей лежит ряд переходных форм, где также имеется своя специфическая структура семейных ролей. Таков, например, брак-супружество, где жена хотя и выполняет прежде всего роли матери и хозяйки, но огромное внимание уделяет также выполнению роли друга (психотерапевта) по отношению к мужу.

Следует отметить, что в последнее время в структуре современной семьи произошли определенные изменения: уменьшились размеры семьи и количество детей в ней, уменьшилась значимость старшего брата и сестры, стали менее дифференцированы роли различных членов семьи в целом.

allrefs.net

Роль дошкольного образовательного учреждения в возрождении семейных традиций игры

Дошкольное детство уникальный возрастной период, а игра – центральная деятельность ребенка, наполненная для него особым смыслом и значением. В книге “Психология игры” Д.Б.Эльконин отмечает, что все важнейшие новообразования дошкольного возраста – произвольность, способность следовать нормам, действовать по образцу, оперировать знаками и схемами, овладение социальными нормами – формируются преимущественно в игре. Для полноценного психического развития и формирования личности ребенка важна не только игра в коллективе сверстников, но и семейная, совместная игра с родителями. Педагоги прекрасно понимают значение игры для дошкольника, а большинство родителей считают ее пережитком прошлого и стараются наполнить жизнь ребенка множеством полезных, развивающих, на их взгляд, занятий. И если в детском саду, жизнедеятельность ребенка организована таким образом, чтобы он мог реализовать свое законное право на игру, то дома он, как правило, лишен такой возможности. Во многих семьях просто отсутствует традиция совместной, семейной игры. Поэтому задача современного дошкольного образовательного учреждения – это не только активизация родителей, как участников образовательного процесса, но возрождение традиции совместной, семейной игры.

Чтобы понять, играют ли родители дома с детьми, что считают важным и значимым для ребенка, какие игры предпочитают, мы провели опрос среди родителей старших дошкольников в трех образовательных учреждениях городского округа Балашиха: обычный детский сад, сад компенсирующей направленности и частный детский сад. В ходе исследования были получены следующие результаты: 22% родителей играют только в выходные; 24% играют 1–2 раза в месяц; 36% не играют вообще; 18% родителей играют каждый день.

Все респонденты отмечают, что их дети для игры используют электронные гаджеты, из них 24% играет каждый день, а 12% родителей никак не контролируют содержание этих игр.

Совместную игру 94% семей практикуют крайне редко, не чаще 1–2 раза в месяц, при этом 82% родителей играют с детьми только потому, что «понимают, что это важно для ребенка».

На вопрос о характере игр, 41% предпочитают активные, подвижные; 34% — развивающие (головоломки, ребусы, поделки); 18% — сюжетно-ролевые; 7% — настольные игры.

Не смотря на то, что в настольные игры, судя по ответам респондентов играет не более 7% семей, 53% опрошенных при этом отмечают, что играют в них каждую неделю, а 35% — один или два раза в месяц. Конечно нельзя не отметить несовпадения в ответах. Вероятно, это объясняется тем, что родители часто путают настольные и развивающие игры. На просьбу перечислить какие настольные игры есть в семье, большинство родителей отвечает: лото, шахматы, шашки, нарды, а так же перечисляют развивающие игры (пазлы, «Подбери пару», «Мемори»). Не удивительно, что только 7% респондентов отмечают настольные игры, как приоритетное времяпрепровождение с детьми, ведь такой набор редко может быть интересен современным родителям и детям.

Полученные результаты подтвердили наше предположение о практически полном отсутствии совместной игры в семьях. Как заинтересовать взрослых семейной игрой? Именно игрой, а не развивающим занятием, учитывая при этом социальный запрос родителей на максимальный развивающий потенциал игры. На наш взгляд, для этого подойдут современные настольные игры, которые имеют ряд неоспоримых преимуществ.

  • Во-первых, они всегда строятся по правилам, и взрослому, который раньше не практиковал совместные игры, проще начать взаимодействие с ребенком имея определённые рекомендации. Это может оказаться хорошим подспорьем родителям дошкольников, которые «не знают во что играть» и «не знают как играть», а это 54% респондентов.
  • Во-вторых, настольные игры имеют четко определенные границы, в отличии от сюжетно-ролевых или подвижных игр.
  • В-третьих, «настолки» не требуют специальных условий для игры и не предполагают активного перемещения игроков. Все что требуется для начала совместной, семейной игры, буквально умещается на столе и в руках игроков и занимает не более 30 минут.

Сейчас во всем мире начался очередной «бум» настольных игр. Современные, качественные настольные игры это уже не просто «ходилки». Это ролевые игры для детей и взрослых, моделирующие различные ситуации или особенности какой либо профессии, часто направленные на развитие интеллекта игроков. Они придуманы так, чтобы родителям было интересно на равных играть в настольную игру со своими детьми.
Но почему, при обилии детских игр в магазинах, в большинстве семей, судя по результатам опроса, настольные игры представлены таким скудным набором? На наш взгляд, одна из основных причин – это недостаточная информированность родителей о многообразии современных настольных игр. Не смотря на обилие информационных сайтов для родителей, зачастую они предоставляют не совсем достоверную информацию. Например, блог крупного детского сетевого магазина предлагает такой «Рейтинг настольных игр»: наборы для творчества; наборы для исследований; обучающие планшеты; электронные конструкторы; интерактивные игрушки; развивающие коврики; обучающие плакаты; пазлы (рисунок 1).

Все перечисленное, никак нельзя отнести к настольным играм. Это именно развивающие игры, которые предпочитают современные родители. Интересную и полную информацию о всем богатстве современных настольных игр можно найти на сайтах специализированных магазинов или в узкоспециализированных журналах и блогах. Но, к сожалению, многие родители ограничиваются рекомендациями консультантов в детских магазинах.

Учитывая результаты исследования и недостаточную информированность родителей, мы разработали и удачно реализуем проект «Игротека настольных игр. Возрождение традиции семейной игры».

Его цель – это возрождение семейных традиций игры, нормализация детско-родительских отношений, сплачивание поколений. Задачи: развитие коммуникативных навыков и умения играть по правилам; развитие речи, воображения, памяти, внимания и скорости реакции, координации движений и мелкой моторики; развитие пространственного воображения и словесно-логического мышления; знакомство с мировой культурой.

Реализация проекта проходила в три этапа. На первоначальном (подготовительном) этапе в образовательном учреждении была создана игротека настольных игр, ориентированная на семьи с детьми старшего дошкольного возраста. Педагогами была изучена литература и методические рекомендации по вопросам выбора настольных игр для детей; проведено анкетирование родителей, с целью определения их заинтересованности в проекте; разработаны рекомендации для администрации по вопросам приобретения настольных игр; подготовлен каталог с подробными пояснениями для взрослых.

После изучения современного рынка настольных игр, рекомендаций специалистов, мы определили первые игры в нашей игротеке. «Настолки» подбирались таким образом, чтобы они были различны по таким параметрам, как степень кооперации игроков, динамика, характер игры, начальная позиция и содержание, но при этом их развивающий потенциал был очевиден для родителей. Свой выбор мы остановили на следующих играх: «Доббль», «Барабашка», «Халли Галли», «Коридор для детей», «Имаджинариум», «Воображарий Junior», «Волшебник Изумрудного города», «Сторож бобёр», «Веселый старт», «Тик так бум», «Три поросенка», «Грузовички -3», «Гонки ежиков», «Друг – утюг».
На втором этапе, мы перешли к непосредственной работе со взрослыми, но начать мы решили не с родителей, а с педагогов. И провели несколько мероприятий в виде игротек, на которых воспитатели не только познакомились с современными настольным играми, но и смогли получит игровой опыт. Итоговое мероприятие прошло в рамках соревнования, и педагоги смогли выиграть качественные настольные игры.
Затем в течение двух месяцев игротека работала только для воспитателей. Основываясь на своем опыте и предложенном каталоге игр, они могли выбрать для игр в группе или забирать домой, для игры с семьей, представленные «настолки». В течение двух месяцев игротека практически пустовала, а на определенные игры даже существовала запись.

После столь успешного мотивирования воспитателей, а в некоторой степени и детей в группах, мы перешли к работе с родителями. Начали мы так же с игротеки, проведение которой предваряла большая просветительская работа, посвященная пользе совместных семейных игр. Игротека вызвала большой интерес среди родителей и получила массу положительных откликов.
После небольшой паузы, в группах появилась информация о том, что в детском саду начинает работу игротека настольных игр. Но предлагаемые игры, были представлены не в виде развернутого каталога, а только с краткими пояснениями, причем обязательно указывалась, основная цель настольной игры (см. таблицу 1).

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Семейные игры

Игры – это всегда весело и здорово. Особенно, когда собирается вместе вся родня. Во что же поиграть в кругу семьи?

Семья – это самое дорогое, что есть у человека. И время, проведенное вместе с родней, поистине бесценно. Ведь с этими людьми не может (или, по крайней мере, не должно быть) скучно. Особенно, если не просто чинно восседать за столом, поглощая многочисленные кушанья во время праздничных обедов, но и добавить в общение немного азарта и соревновательного духа. Именно для этого и существуют семейные игры.

Что такое «семейная игра» и что она дает?

Расшифровать это словосочетание совсем несложно – это игра, в которую можно играть всей семьей. Само понятие «семейной игры» может включать в себя множество всевозможных забав из самых разных областей: это и настольные игры, и активные игры, и игры на природе, и различные викторины и конкурсы. Здесь нет каких-либо ограничений – главное, чтобы вашей семье это нравилось, и все игроки были довольны.

Когда играть в семейные игры? Да когда угодно:

  • на праздниках – днях рождения, 8 марта, Новый год и т.д. В такие даты обычно в доме бывает много народу, и играть будет очень весело;
  • на выходных, или просто после ужина в будний день – в любой семье, где есть родители и дети, такой досуг никого не оставит равнодушным. Даже если вас пока только двое или трое – главное, что вы вместе, любите друг друга и хотите делиться позитивом.

Плюсов подобного времяпрепровождения множество:

  • активное общение с родными;
  • сближение членов семьи;
  • улучшение взаимопонимания между поколениями (родители и дети, бабушки-дедушки и внуки);
  • позитивные эмоции и заряд бодрости на весь день.
  • «Противопоказаний» у семейных игр нет. Хотя, пожалуй, есть единственное ограничение – не стоит организовывать игру, если:
  • у вас нет никакого желания, но вроде бы «надо развлечь» — позитив «из-под палки» получается очень и очень редко;
  • кто-то из семьи плохо себя чувствует и не сможет физически принимать участие в забаве (это больше касается активных и подвижных игр).

Также обязательно следует учитывать возраст детей в семье. Обычно детки с трех лет уже с удовольствием примут участие в настольных играх, а к подвижным забавам можно подключить крох и помладше – главное, чтобы никто излишне не устал и не остался в обиде.

В остальных случаях – вам и карты в руки! Учтите интересы и особенности каждого члена семьи, подберите подходящую игру – и творите хорошие эмоции! Ах, вы не знаете, что любит ваш дедушка или племянница? Так, может, пришло время их спросить об этом? К тому же, если игра сама по себе интересная и захватывающая, будьте уверены, что все включатся быстро.

Итак, зачем и когда играть, мы разобрали. Осталось теперь поговорить о самих играх, на конкретных примерах. Для удобства поиска разделим все семейные игры на несколько групп:

  • настольные и застольные игры;
  • творческие игры;
  • подвижные игры, игры на природе.

Рассмотрим детальнее каждую группу.

1. Настольные и застольные игры

Эти игры выделены в отдельную группу по одному признаку – в них можно играть, сидя за столом. В то же время, у них есть отличия.

Настольные игры – это игры, в основе которых лежит манипуляция небольшим набором предметов, и эти предметы могут разместиться в руках игроков или на столе. Обычно эти наборы покупаются уже готовыми, и в них могут входить карты, кубики, кости, карточки, различные фигурки и т.п. Конечно, можно настольную игру создать и самостоятельно, проявив немного фантазии и посвятив этому процессу некоторое время.

Популярные настольные игры для семьи:

  1. Шашки, нарды, шахматы, домино – помогают развивать скорость мысли, внимание, память, сноровку. Обычно в кругу семьи такие игры принимаются на «Ура!»;
  2. Лото. Как классическое русское лото с фишками и бочонками, так и различные покупные и самодельные вариации – по темам, направлениям. Здесь может быть все, что душе угодно: и животные, и растения, и география, и иностранные языки – выбор за вами и вашими детьми!
  3. Карточные игры, Уно, Колонизаторы, Лигретто и т.п. Такие игры тоже развивают мышление и внимание;
  4. Рассказ по картинкам. Для него понадобится 10-20 карточек с изображением различных вещей: домов, машин, мебели, природы, и т.д. Если в игре участвуют малыши, лучше, чтобы изображения на карточках можно было легко узнать. Для деток постарше и взрослых чудесно подойдут фантастические персонажи, причудливые фигуры. Каждый игрок должен продолжить рассказ предыдущего игрока, используя свою карточку, и чтобы при этом получалась связная история;
  5. Различные экономические игры типа Монополии – вы не только хорошо проведете время, но и пополните запас своих знаний и навыков в сфере финансов;
  6. Мемори — набор парных картинок. Перед каждым игроком стоит задача – запомнить расположение карт, чтобы в нужный момент открыть подходящую. В эту игру можно играть уже с двух лет, и до бесконечности. Карточки для Мемори можно купить в наборе или сделать самостоятельно;
  7. Имаджинариум – чудесная игра, развивающая креативность, ассоциативное мышление, и просто позволяет весело и с пользой провести время. Главная задача этой игры – видеть и создавать ассоциации к абстрактным картинкам. Попробуйте – не пожалеете!
  8. Что изменилось? Эта игра развивает память и внимание. Использовать можно совершенно любой реквизит – игрушки, канцтовары, различные предметы. Для малышей можно выставить несколько игрушек в ряд, а когда ребенок закроет глазки, поменять их местами или убрать одну из них;

Другие виды настольных игр:

Конечно же, их бесконечное множество, и перечислять все нет смысла. Вам стоит просто зайти в детский магазин и выбрать подходящую вам игру. Застольные игры – таким термином в контексте данной статьи мы нарекли игры, для которых не нужно специальное «оборудование», но при этом играть можно тоже прямо за столом. К ним можно отнести следующие:

  1. Сказка по кругу. Эта игра будет интересной и захватывающей как за столом, так и в длительной дороге. Первый игрок говорит фразу-начало сказки. Следующий подхватывает, добавляя предложение и развивая сюжет. Такая игра может длиться от нескольких минут до нескольких часов – смотря, насколько хватит фантазии и сил у участников. Второй вариант такой игры – фразы не проговаривать, а записывать на листик, загибая свою запись, чтобы следующий игрок не мог увидеть. Можно обозначить ключевые моменты для каждого участника: например, один пишет «Кто», второй – «Где», и т.д. В результате может получиться настоящий «шедевр» в прямом и переносном смысле этого слова!
  2. Сказки обо всем на свете. Можно предложить участникам по очереди сочинить и рассказать сказку о любом предмете, который он увидел вокруг себя. Например, о салфетке, о телефоне, о табурете и т.д. Это может быть очень весело и забавно!
  3. Крокодил. Игроки разбиваются на две команды. Одна из них загадывает слово, и делегирует своего игрока, чтобы он без помощи слов показал загаданный предмет, событие или явление. Участники другой команды должны угадать загаданное слово. Могут быть и другие варианты, когда показывать слово должен игрок из другой команды, или каждый может играть «за себя». Эта игра чудесно развивает образное мышление.
  4. Ассоциации. Игра хорошо развивает логику и словарный запас. Участник называет слово, следующий подбирает ассоциацию к нему, совершенно любую, возможно, понятную только ему. И так далее. Игра обещает быть веселой и увлекательной;
  5. Пожелания. Игра отлично подходит для семейных праздников. Все члены семьи «перемешиваются» за столом – бабушки с внуками, и т.д. Каждый участник должен пожелать что-то сидящему справа от него. Желать надо именно того, чего, по мнению игрока, «сосед» больше всего хочет. Такая забава максимально сближает всех членов семьи, учит лучше понимать друг друга.

2. Творческие игры

В принципе, многие из выше перечисленных игр тоже в значительной степени творческие. Но в этом разделе мы все же остановимся именно на творчестве «в чистом виде». К таким играм можно отнести:

  1. Различные игры и конкурсы по рисованию. Можно нарисовать и подарить портреты друг другу, можно создать совместные картины – выбор ограничивается только вашей фантазией. Один из примеров игр – конкурс «12 месяцев». Все участники разбиваются на две команды, каждая из которых получает 12 альбомных листов, карандаши, краски или фломастеры. Через оговоренное время команды должны показать по 12 листов, на каждом из них – рисунок одного из месяцев года. Игрокам надо угадать, какой месяц нарисован на каждом изображении соперников;
  2. Театральные конкурсы. Например, можно разделиться на команды, и разыграть какие-то сценки. Или изобразить по-своему каких-то известных героев;
  3. Танцевальные, вокальные конкурсы. Тут уже кто на что горазд. Но весело однозначно будет всем!
  4. Конструкторские игры. Можно вместе собрать макет самолета или корабля, построить домик или пароход;
  5. Создание коллажа. Для этого не требуется специальных художественных данных, и играть могут все – и маленькие, и взрослые. Необходимы ватман, журналы с картинками, фотографии, цветная бумага, клей, пластилин, ножницы, наклейки, палочки, пуговицы, нитки, бусины… Этот список может продолжаться до бесконечности. Потом вместе определяйте тему творческой работы – и вперед!

Творческие игры развивают моторику, фантазию, мышление детей, учат их любить труд. Кроме того, это просто весело и здорово!

3. Подвижные игры

Такие игры всегда можно организовать как дома в отдельной комнате (например, когда на улице дождь, и выходить во двор совсем не хочется), так и на природе во время пикников и вылазок. Наверняка, у каждого из нас есть в памяти целый набор всяческих подобных забав. Напомним только некоторые из них:

  1. Догонялки, или жмурки. Да-да, ведущему завязывают глаза, и он должен догонять других участников, и угадать пойманного на ощупь;
  2. Маскарад. Собирается большая сумка с различной одеждой (шапки, белье, колготки, юбки и т.д.). Ведущий включает музыку, и все игроки передают сумку по кругу. Когда музыка выключается, тот участник, у которого в руках осталась сумка, наугад достает из нее любой предмет одежды и одевает на себя. Наверняка, к концу игры все будут выглядеть весьма необычно;
  3. С закрытыми глазами. Участнику завязывают глаза, и он, надев толстые варежки, на ощупь определяет предмет, который ему дают.- Веселые гонки. Для игры нужны клубки ниток и машинки по количеству игроков. К машинкам привязываются нитки. Потом весь «транспорт» выстраивают в одну линию, а участники встают на расстоянии 7 метров от машинок, держа в руках клубок ниток. По сигналу каждый игрок наматывает нитку на клубок и тащит машинку к себе.

Естественно, это далеко не все игры, в которые можно поиграть с семьей. Зимой, например, чудесно «работают» простые снежки и снеговики, летом – городки и пятнашки. И вы сами прекрасно можете продолжить этот список.

Главное – чтобы игры приносили хорошее настроение всем членам семьи, сближали вас, помогали узнать друг друга лучше. И, конечно же, теплые дни и вечера в кругу родных запомнятся на всю жизнь и вам, и вашим детям. Это так здорово, когда у человека есть надежный «тыл» — сплоченная семья, которой хорошо вместе. Ведь не хлебом единым жив человек…

«Любите свою семью, проводите время вместе и будьте счастливы!»
Анна Кутявина

f-journal.ru

Семейные игры и конкурсы для детей и взрослых

Правильно подобранные игры для всей семьи – один из лучших способов объединить домочадцев. Они могут быть подвижные, если родители готовы вспомнить детство и активно подвигаться; со словами, если дети уже могут читать или только учатся этому; творческие, и самое главное, они в любом случае будут развивающими.

Некоторые семейные игры представлены ниже. Опробуйте их на ближайшем торжестве. Возможно, именно эти семейные развлечения подойдут вам и вашим домочадцам наилучшим образом.

Активные игры для детей и взрослых

Попробуйте организовать и провести следующие активные игры и конкурсы для детей и родителей:

  • «Это я»,
  • «Сверток с подарком» (эта игра условно подвижная),
  • «Поиск клада».

Эта семейная игра может быть проведена, если играть готовы как минимум 4 человека. Играть в нее можно и дома, и на улице, но, пожалуй, только летом.

  1. Все участники составляют круг. Можно стоять, можно принести стулья и сесть.
  2. Водящего выбирают с помощью считалочки.
  3. Водящий называет имена двух участников. Например, папа и Катя. Услышав свои имена, папа и Катя должны поменяться местами.
  4. Водящий должен попытаться опередить и первым занять место кого-нибудь из названных участников, папино или Катино.
  5. Оставшийся без места участник превращается в водящего и уже сам называет следующие имена.

Игра «Это я!» является прекрасным способом для развития внимания и тренировки скорости реакции.

«Сверток с подарком»

Для проведения этой игры в кругу семьи необходимо привлечь как можно больше участников, так будет веселее.

До начала игры готовится основной реквизит – сверток с сюрпризом.

Делается это так: небольшой сувенир заворачивается в оберточную бумагу и аккуратно, желательно в одном месте, скрепляется скотчем. Затем следует еще один слой бумаги, скрепленный скотчем, и еще, и еще. Упаковывать сувенир нужно до тех пор, пока слоев не станет достаточно много. Следует внимательно заклеивать слои скотчем так, чтобы разворачивать сверток было несложно.

Подобные конкурсы для детей и взрослых следует обеспечивать музыкальным сопровождением. В частности для этого конкурса необходим веселый музыкальный трек с небольшими паузами через каждые 15-20 секунд звучания музыки. Если такого трека нет, назначьте ответственного за музыку (он и будет останавливать мелодию через небольшие промежутки времени).

Сама игра организуется следующим образом:

  1. Участники становятся или садятся в круг.
  2. Под музыку сверток начинают передать по кругу из рук в руки.
  3. Участник, в руках которого будет сверток, когда музыка остановится, должен снять один слой упаковки.
  4. Музыка возобновляется, и сверток движется вновь по кругу.
  5. На следующей паузе снимается следующий слой и так далее.
  6. Сюрприз получает тот, кто развернет последний слой упаковки.

Особенностью этой игры является то, что она развивает такое прекрасное качество человека, как умение делиться. Победитель получает приз не за какие-то особые таланты или достижения. С уменьшением количества оберток, детям все сложнее будет даваться решение отдать сверток следующему игроку. А выполнение этого правила научит быть ответственным во взаимодействии с другими, а также следованию принятым правилам, выполнению добровольно взятых на себя обязательств.

Игра тренирует умение детей порадоваться за другого человека, искренне поздравить с удачей и не считать такой проигрыш за личное поражение.

Тем не менее, этот и другие семейные конкурсы с участием детей лучше заканчивать небольшим поощрением каждого из игроков. Небольшие сувениры помогут проигравшим искренне радоваться чужой победе.

«Поиск клада»

Игра хороша тем, что играть в нее можно всем членам семьи, причем родителям, как самым опытным и хитроумным, предстоит придумать план игры, сами задания и оформить их на карточках (например, «под окном», «в шкафчике», «на кресле»). Для умеющих читать детей это несложно, а вот для младших, еще не освоивших это умение, задания можно оформить в виде картинок, пусть даже схематических.

Подсказки прячутся в разных местах дома или квартиры.

При составлении плана поиска, родители должны учитывать возможности своих детей и их возраст. Малышам лучше всего нарисовать план поиска, отметив крестиком начало пути. Для деток, которые уже умеют читать или хотя бы учатся этому, составляются текстовые подсказки. Это может быть слово, словосочетание или даже небольшая фраза.

Первая карточка выдается просто так или, если есть желание усложнить начало игры, как приз за отгаданную загадку или решенный ребус. Остальные подсказки разложены в разных местах жилища, как указатели на следующий пункт поиска. Например, карточка со словом «подоконник» указывает, что следующий указатель можно будет найти, осмотрев все окна дома.

Детям постарше задание можно усложнить и вместо прямого указания использовать загадки, игры со словами или ребусы.

Таким образом, поиски сюрприза или сокровища идут поэтапно с помощью указателей или путевого плана. А финальным пунктом назначения должно быть место, где родители «зарыли» клад, который достается искателю.

Чтобы интерес к игре у маленьких «кладоискателей» не был утрачен до окончания поиска, родители должны оказывать необходимую помощь детям. Все-таки взрослый человек при составлении задания иногда может переоценить возможности ребенка, или оценить не совсем верно. Поэтому приз, не зависимо от того, как именно прошел поиск, должен достаться участникам поиска.

Развивающая роль этой игры в том, что она тренирует логическое мышление (когда указатели зашифрованы) или умение читать (читать карточки для поиска сокровищ очень увлекательно и тренировка происходит ненавязчиво). А умение пользоваться планом развивает пространственное мышление.

Игры для взрослых и детей со словами

Игр со словами, в которые можно играть всей семьей, существует огромное количество. Здесь приведены лишь две из них: «Каблограмма» и «Найди и назови».

«Каблограмма»

Эта игра примечательна тем, что не требует специально оборудованного места, подойдет и дорога по пути домой, и сам дом. Необходимы только карандаш и бумага.

Правила игры просты: в столбик пишется любое слово или имя (желательно, чтобы оно состояло из пяти и более букв). А затем это слово «превращается» в аббревиатуру, то есть зашифрованное предложение.

С – самая

В – вкусная

Е – еда

Т – тети

А – Алены

А расшифровывается СВЕТА так: «Самая вкусная еда тети Алены».

Вариантов расшифровки может быть много. Родители сами могут выбрать: сочинять их вместе или устроить конкурс на лучшее предложение. Главное, чтобы оно было со смыслом, хотя юмор, гипербола и фантастика приветствуются.

Во время игры тренируется навык работы со словами и буквами, речевое умение составлять связные фразы.

«Найди и назови»

Для участия нет ограничения по количеству игроков. Играть можно в любом месте и в любое время.

Цель игры: найти в комнате (магазине, доме, поликлинике и так далее) предметы на выбранную букву. Выбрать букву можно так: Катина буква (то есть «К», или папина буква, или еще чья-то). Называть слова можно по очереди.

Как и в предыдущей игре, в процессе тренируются навыки понимания букв и слов, развивается внимание.

Творческий семейный досуг

К творческим играм для всей семьи можно отнести такие, как «Подарки Деда Мороза», «Если бы я был король», «Волшебная мелодия».

«Подарки Деда Мороза»

Игра «Подарки Деда Мороза» (волшебника, феи и т.п.) – это вариант другой известной многим игры «Снежный ком». Игра имеет различные вариации, и это один из них. В данном случае основа сюжета – дарение подарков.

Правила игры:

  1. Определить очередность игроков можно жребием или считалочкой.
  2. Первый участник произносит фразу, второй ее повторяет и добавляет свою, третий повторяет две предыдущие и заканчивает своей.
  3. Игра продолжается до первой ошибки.

Мама: Мне Дед Мороз подарил (здесь звучит название конкретного подарка) мяч.

Ребенок: Маме Дед Мороз подарил мяч, а мне он подарил ролики.

Папа: Маме Дед Мороз подарил мяч. Саше он подарил ролики. А мне он подарил мешок здоровья.

В игре тренируется память и речевые навыки переконструирования текста. А возможность представлять самые необыкновенные, и даже фантастические подарки, хорошо развивает воображение.

«Если бы я был король»

Организовывать эту игру необходимо в хорошо знакомом помещении.

  1. Определите, вещи из какой комнаты (комнат) можно использовать. Например, из кухни и спальни или только из детской.
  2. Договоритесь, что окончание игры означает, что использованные вещи возвращаются на свои постоянные места.
  3. Деление на команды можно производить различными способами. Например, если в семье двое детей, то в одной команде может быть папа и ребенок, а в другой – мама и ребенок. В других ситуациях, мама против ребенка и папы или папа против ребенка и мамы. Здесь родители и дети могут проявить фантазию и по-разному формировать команды.
  4. Жребием определяется команда, начинающая игру. Зачин такой: «Если бы я был капитаном (королем, космонавтом – можно называть профессию или сказочного героя), то у меня были бы фуражка, шпага, карта, компас и трубка (называются пять предметов, которые можно отнести к выбранному персонажу).
  5. Второй команде дается до пяти минут для поиска в выбранной комнате названных вещей. Причем, нужно быстро подобрать замену несуществующим в простом жилище экзотическим предметам. Например, зонт может превратиться в шпагу, карту можно нарисовать в тетради, к берету можно прикрепить пару бантов, чтобы получилась фуражка и так далее.
  6. Команда, дававшая задание, оценивает результат. Потом они меняются.

Эта игра для всей семьи станет хорошей тренировкой воображения и творческого переосмысления.

«Волшебная мелодия»

Эта игра еще более творческая и в какой-то степени даже экспериментальная. Интерес она может вызвать у человека любого возраста.

  1. Необходимы стаканы или бокалы (лучше, если это будет набор одинаковых предметов) в количестве от шести до двенадцати штук. Заменить их можно стеклянными бутылками или банками.
  2. Сосуды неравномерно заполняются водой.
  3. Для получения звука, то есть постукивания по бокалу (стакану, банке, бутылке) можно использоваться подходящую палочку (даже и барабанную при наличии).
  4. А дальше начинается эксперимент: изменение уровня воды для получения различных звуков.
  5. Собственно творческим этапом станет попытка сыграть какую-то мелодию на «созданном» музыкальном инструменте.

Игры для всей семьи способны развить творческие, логические и другие способности не только детей, но и взрослых. А главное, они способны сделать жизнь более веселой и дружной. Играйте на здоровье!

Игра для всей семьи «К сожалению, к счастью» | досуг семьи

www.rastut-goda.ru

Игры для всей семьи

В этой статье Вы найдете:

  1. Игры для всей семьи со словами.
  2. Развивающие игры для всей семьи для детских праздников, походов, развлечений, семейного досуга.
  3. Семейную беспроигрышную лотерею.

Игры для всей семьи сплачивают, делают яркими и запоминающимися праздники и семейные вечера, поднимают настроение и развивают способности, содействуют развитию творчества, умения управлять своим поведением, сорадоваться и сопереживать друг другу.

Раздел 1. Игры для всей семьи: игры со словами.

В этом разделе Вы найдете словесные игры для всей семьи, не требующие наглядного материала. Они позволяют познакомить детей с буквами, научить подбирать слова с определенной буквой, строить предложения. А в игре в перевертыши развиваются языковые способности и смекалка, дети знакомятся с устойчивыми выражениями русского языка.

Каблограмма (семейная игра для взрослых и детей с 5-6 лет, знающих буквы).

В эту игру можно поиграть на прогулке, в дороге, дома. Вам понадобится бумага и карандаш.

Шаг 1. Напишите на листе бумаги в столбик имя (ребенка, бабушки, Ваше имя, кличку собаки и т.д.). Можно написать и просто слово. Слово должно состоять из 5 и более букв.

Шаг 2. Вместе с детьми придумайте свое толкование этого слова, т.е. предложение, в котором слова начинаются с букв заданного слова и следуют по порядку.

Предложение получилось такое: «Гигантский робот ищет шапку атамана».

Другой вариант того же имени: «Громкий рык испугал шагающего артиста». Или: «Говорили разбойники инспектору: «Шестого арестовали». Или: «Гусь разлегся, изображая шкуру антилопы».

Получилось предложение: «Сергей вечером ел твердый абрикос».

Предложение должно иметь смысл, хотя допускаются элементы фантастики или юмора.

Найди сюрприз (клад)

Играть в эту игру можно всей семьей (задание придумывают родители). Для малышей задание будет в картинках, для старших дошкольников и младших школьников – в виде карточек со словами («стол», «на окне», «в шкафу»).

Шаг 1. Спрячьте незаметно от детей Ваши сюрпризы в разных местах квартиры.

Для самых маленьких нарисуйте план – как идти к кладу. На плане обязательно обозначьте то место, с которого будет начинать ребенок (как познакомить ребенка с планом в игре Вы можете узнать в статье «Ориентация в пространстве: игры с детьми»).

Для детей постарше (которые учатся читать или уже умеют читать) разложите подсказки пути в виде слов или коротких фраз. Например, подсказка для детей 5-7 лет – на записке написано крупными буквами слово «окно». Значит, нужно искать следующий указатель пути на каком-то окне в квартире. Для детей с 7 лет подсказка может быть другой: «Ищи на окне». Или подсказка в виде загадки, ребуса, задания «угадай пропущенное слово».

Шаг 2. Ребенок ищет сюрприз или по плану или по указателям пути (на столе нашли записку со словом «окно», пошли искать на окнах. На окне в кухне нашли подсказку «шкаф». Обошли разные шкафы дома и нашли подсказку « диван». На диване под подушкой нашли сюрприз.

Шаг 3. Ребенок обязательно получает свой сюрприз (календарик, мелкую игрушку, листочек с рисунком и т.д.), даже если ему понадобилась помощь в пути.

Эта игра очень интересна детям и они в ней с удовольствием читают слова и учатся пользоваться планом.

Найди и назови.

Ищем в комнате предметы, в которых есть «Сашина буква» (то есть буква С), мамина буква и так далее. Называем предметы по очереди по кругу (все игроки по очереди подбирают слова с одной заданной буквой

Снежный ком.

Подарки Деда Мороза

(Феи, Волшебницы или любого другого сказочного героя)

Игра развивает память. В ней можно называть любые воображаемые подарки, самые фантастические.

Сядьте в круг. Первый игрок, например, папа, начинает фразу: «Мне Дед Мороз (или любой другой персонаж) подарил …» и добавляет конкретный подарок, например, краски.

Второй игрок, например, ребенок повторяет за первым: «Папе Дед Мороз подарил краски» и продолжает фразу: «А мне он подарил коньки».

Третий игрок повторяет то, что говорили первый и второй и добавляет своё, например: «Папе Дед Мороз подарил краски. Диме он подарил коньки. А мне он подарил мешок счастья».

И так повторяют до тех пор по кругу, пока кто-то не ошибется. Задача – не ошибиться до последнего!

Игра в перевертыши.

Игра для взрослых и детей школьного возраста. Задача игроков – разгадать известные выражения, сказанные наоборот. За каждое отгаданное выражение игрок получает одну фишку. Побеждает тот, кто отгадал больше всего перевертышей. Он награждается медалью. Остальные игроки тоже награждаются, но — грамотой за участие в игре.

Вот наши любимые перевертыши, в которые мы играли в прошлые новогодние праздники и в семье, и с коллегами на работе, и с друзьями.

Сначала приведите игрокам несколько примеров перевертышей и их отгадок, а затем начинайте веселую игру с загадками:

  • Счастье перемещается кучами (Беда не приходит одна).
  • Начал развлекаться – трусливо сиди дома (Кончил дело – гуляй смело)
  • Скрыл, что водоросль – выходи из аквариума (Назвался груздем – полезай в кузов).
  • Собак пугать – по городу гулять (Волков бояться – в лес не ходить)
  • От смелости затылок мал (У страха глаза велики)
  • Лысина – мужское безобразие (Коса – девичья краса)
  • На милиционере валенки мокнут (На воре шапка горит)
  • С безделья ты отпустишь всех кальмаров в океан (Без труда не выловишь и рыбку из пруда)
  • Разведчик под Москвой бросит (Язык до Киева доведет)
  • Коляски чистоты пугаются (Танки грязи не боятся)
  • Испортил отдых – сиди тихо (Кончил дело, гуляй смело).
  • Весела ночь под утро, ведь отдыхать некому (Скучен день до вечера, коли делать нечего)
  • Ушло счастье – закрывай форточку (Пришла беда – отворяй ворота)
  • Чернеет якорь в компании (Белеет парус одинокий)
  • Логика черного жеребца (Бред сивой кобылы)
  • Зайца руки объедают (Волка ноги кормят)
  • Животное глохнет униженно (Человек звучит гордо)
  • Пламя остановилось! (Лед тронулся!)
  • Он в поле скрылся, слегка было жарко (Он из лесу вышел, был сильный мороз)
  • Беги, столетье, я ужасен! (Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!)
  • Юнга. Юнга, разрыдайтесь! (Капитан, капитан, улыбнитесь!)
  • Торнадо ему визжало гимн: «Вставай, кактус, вставай!» (Метель ей пела песенку: «Спи, елочка, бай-бай!»)
  • Не дремлют отдохнувшие орудия производства (спят уставшие игрушки)
  • Чем сидеть врагам в мрачном подземелье (чем бродить друзьям по белу свету)

Раздел 2. Игры для всей семьи: развивающие игры.

Игры для всей семьи из этого раздела развивают внимание, воображение, произвольность поведения, творческие способности, социальные навыки, внимание.

Если бы я был король

Игра развивает воображение.

Перед игрой договоритесь с детьми, откуда можно брать вещи для нее (из детской, или только из гостиной и т.д.). И скажите, что правило игры – после использования все вещи нужно будет разложить по местам.

Как играть. Поделитесь на две команды. Например, папа и один ребенок. И мама и один ребенок. Можно играть и вдвоем.

Шаг 1. Начинает первая команда (выберите ее по жребию). Они говорят: «Если бы я был (далее называется роль, например, король), то у меня были бы (далее называются 5 предметов, например, трон, корона, слуги, дворец, мантия).

Шаг 2. Другая команда за выделенные им 3-5 минут должна быстро найти эти вещи в комнате. Например, шарф может стать мантией. Если стул задрапировать покрывалом, то будет трон. По сигналу приготовления заканчиваются.

Шаг 3. Вторая команда представляет первой, что она придумала. А первая оценивает. Затем команды меняются местами, и игра повторяется.

Для игры можно брать разные роли: профессии (доктор, капитан корабля), сказочные герои (золушка, король, Буратино и др.)

В конце всей игры все вещи раскладываются по их местам.

Сверток с подарком.

В эту игру можно играть всей семьей или дружной компанией. Причем чем больше в ней участников – тем лучше.

Эта игра развивает очень ценное нравственное качество человека – умение делиться с другими и умение соблюдать данное слово и правила, умение сорадоваться удаче другого человека и не воспринимать ее как личное поражение.

До игры подготовьте:

Первое. Свёрток. Возьмите небольшой сюрприз и заверните его в бумагу. Скрепите скотчем (прозрачной липкой лентой). Затем снова заверните в слой бумаги и снова скрепите скотчем. И так далее пока не получится сверточек из многих слоев бумаги. Слои скрепляйте так, чтобы можно было легко развернуть их во время игры.

Второе. Сюрпризы каждому игроку (картинка, календарик, конфетка, орешек или что-то другое).

Встаньте или сядьте в круг. Можно играть втроем с ребенком. А можно в большом кругу знакомых и друзей. Включите музыку и под музыку передавайте сверточек друг другу по кругу.

Когда музыка остановится (Вы можете или назначить кого-то, например, бабушку, «ответственной за музыку» или записать заранее музыку с паузами), сверток останавливается. Тот игрок, у которого он оказался в руках, его развязывает. И дальше передает сверток с сюрпризом по кругу. Сверток становится всё более и более легким, и никто не знает, когда закончатся слои и наконец покажется приз.

С каждым шагом ребенку всё труднее и труднее передать сверток и так не хочется его отдавать! Но приходится делиться, ведь правило игры – передай дальше, как только зазвучит музыка.

В конце игры последний игрок – «везунчик» — разворачивает сверток и получает сюрприз! Но все игроки обязательно тоже должны получить по маленькому сюрпризику, чтобы дети смогли вместе порадоваться.

Обозначьте веревкой или линией на полу две линии – стартовую и линию для светофора. Один человек в этой игре будет светофором. Мы выбираем его по считалке.

Игроки встают у стартовой линии, а светофор встаёт в другой стороне комнаты спиной к игрокам.

Задача игроков — незаметно подойти к «светофору» и коснуться его. Игра заканчивается, когда все прикоснулись к светофору.

Светофор считает до 10: «Один, два, три, четыре, пять» и вдруг быстро и неожиданно произносит: «Красный свет», тут же оборачиваясь на игроков. Игроки должны замереть на месте по этому сигналу. Если светофор замечает, что кто-то из игроков продолжает движение, он его отсылает обратно на стартовую линию.

Можно путать игроков, меняя темп счета, делая паузы.

Игра учит детей управлять своим поведением, контролировать свои движения.

Волшебная мелодия.

Эта игра — экспериментирование будет интересно детям любого возраста и взрослым. Возьмите бокалы или стаканы. Лучше найти набор одинаковых бокалов или стаканов (6-12 штук), но если набора нет, то можно взять одинаковые банки или одинаковые бутылки из стекла.

Налейте в посуду воду так, чтобы она находилась на разном уровне в каждом сосуде. Покажите ребенку, как можно получить звук, например, аккуратно стуча ложечкой по стакану (бокалу). Пусть дети поэкспериментируют. Пусть попробуют понять, в каких сосудах получается более высокий или более низкий звук. Можно использовать и барабанные палочки.

Попробуйте сыграть разные мелодии на этом необычном музыкальном инструменте из посуды.

В эту игру можно играть и дома, и на улице в летнее время. Минимальное количество игроков – 4 человека.

Встаньте все в круг. Или сядьте в круг на стулья. Один игрок (его выбираем по считалке) – водящий. Он называет двух других игроков, например: «Мама и Даша». На эти слова мама и Даша должны поменяться друг с другом местами, то есть мама должна сесть на Дашино место, а Даша – на мамино. При этом ведущий старается успеть первым занять чужое место – либо мамино, либо Дашино. Кто остался без места — водит в следующей игре.

Игра развивает внимание и быстроту реакции.

Раздел 3. Беспроигрышная лотерея в стихах.

Для семейных праздников хороша беспроигрышная лотерея в стихах, которая объединяет взрослых и детей и вызывает всегда восторг и смех. Каждый игрок по кругу вытягивает записку, в которой написан его выигрыш. Если вытягивает взрослый, то он читает записку сам. Если ребенок – то читает записку его родитель (у нас в лотереях участвуют даже самые маленькие детки).

Вариантов беспроигрышной лотереи с детьми очень много – вот наш семейный вариант, которые всем очень понравился и был использован уже многократно в разных вариациях :). В лотерею мы обязательно включаем не только ценные призы, но и юмористические, а также неожиданные сюрпризные моменты. Вручают призы ведущие лотереи. Игроки НЕ предупреждаются о том, что в лотерее есть пустые билеты или сюрпризные моменты.

У веселой беспроигрышной лотереи есть еще один плюс – эту игру можно использовать и в семьях, в которых есть люди с ограниченными возможностями (для нас это актуально). И они будут чувствовать себя в этой игре на равных со всеми, что замечательно :).

Записки – описания призов беспроигрышной лотереи.

Если любишь шоколад,
То безумно будешь рад.
А не любишь — не беда.
Мама съест его тогда! (маленькая шоколадка)

Кому мыло, кому фантик,
А тебе достался бантик! (заколка – бантик)

Чтобы мог всегда с друзьями
Ты отведать сладкий чай,
В праздник вместе с поздравленьем

Эту кружку получай! (одноразовая кружка или игрушечная чашечка)

Чтоб красивой была прическа,
Тебе вручается эта расческа! (расческа)

Тихо! Внимание! Сенсация века!
Эй, трубачи! Играйте аврал!
Взгляните на этого человека!
Он сейчас.. (пауза) проиграл! (приза нет)

Чтоб математиком великим стать,
Вам просто необходима эта тетрадь. (тетрадка)

Жадным быть я не хочу!
Подарю я Вам свечу! (свеча)

Ну, Вы просто молодец!
Вам за это – огурец! (огурец)

Хотели получить фонарик?
А Вам достался просто шарик! (воздушный шарик)

Лучше приза в мире нет –
Вам коробка для конфет (пустая коробка)

Вам за ласковые глазки сувенир!
И это — … (Сказки)

На нас не думай ты сердиться – лимон в хозяйстве пригодится! (лимон)

Вот билет, так билет, в номерах не ройся,
Считай, что выигрыша нет — поплачь и успокойся. (Носовой платок).

Вы со спутницей такой никогда не пропадете!
Из любых гостей домой голодным не придете! (ложка одноразовая)

Лучше выигрыша нет,
Чем целлофановый пакет (новогодний пакет).

Для хороших людей нам ничего не жалко,
Получайте поскорей классную скакалку. (Скакалка)

Хочешь сильным быть, как джин,
Получай — ка витамин. (Морковь).

Дорогой ты мой дружок, получи конфетку,
Только сам ее не ешь, угости соседку. (Большая шоколадная конфета, которую нужно отдать соседке, сидящей рядом за столом)

Ты со спутницей такой никогда не унывай!
Ею в жаркой бане любое место натирай! (мочалка)

А вот это – вилочка! Получайте, милочка! (одноразовая вилка)

Протяни-ка твою руку! Получи головку лука! (репчатый лук)

Будет лучше настроенье! Достается Вам печенье (пачка печенья)

Вот билет счастливый ваш, держите крепко карандаш. (Карандаш)

Ваш выигрыш довольно редкий,
Вы счастливы, сомненья нет.
Достались Вам не три конфетки,
А… три бумажки от конфет. (три фантика)

Счастье в руки к Вам попалось.
Вам картошечка досталась!

Товарищ! Верь, надейся и жди!
Выигрыш твой предстоит впереди! (ничего)

Ты сегодня не скучай! Получай-ка вкусный чай! (чай)

Нарисуйте лучше тучку. Вот Вам синенькая ручка (ручка шариковая)

Чтоб полна была кубышка, Вам необходима крышка (крыша для банки)

Хотели выиграть рояль, а достался – календарь. (календарик)

Получите главный приз – это маленький сюрприз (что-то ценное, главный подарок лотереи).

И не пусто, и не густо! Выигрыш – вилок капусты! (кочан капусты)

Повезло-то Вам на славу! Обними соседа справа! (приза нет)

Возьми, дружок, монетку эту и радостно ходи по свету! (монета 1 рубль).

Чтобы чистым быть, красивым
Получи-ка это мыло (мыло)

Не страшны нам все диеты,
Если есть у нас конфеты (конфеты)

Волновались Вы немало.
Но ведь проигрыша нет!
На билет Вам свекла пала
Чтобы делать винегрет.

Веселых Вам игр и лада и мира в семье! Очень хочется верить, что игры для всей семьи, описанные в этой статье, принесут в Вашу жизнь много радостных светлых минут! Желаю Вам успехов в их проведении!

Еще игры для всей семьи Вы найдете в статьях сайта:

Полный сборник игр, медалей, фишек, грамот для победителей игр, масок для инсценировок Вы найдете в книге «Сокровищница идей: выпуск 1. Играем на семейном празднике».

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

rodnaya-tropinka.ru